ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЭТО ВАЖНО!!!
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении .
1. Обеспечение качественной питьевой водой;
2. Средствами санитарии и гигиены;
3. Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;
4. Санитарное просвещение.
Задачи, поставленные стандартом ФГОС :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ;
• Формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
• Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования ; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ до-школьного и начального общего образования; Решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , их полноценного развития невозможно без создания предметно- развивающей среды.
Согласно требованиям ФГОС, при создании предметно-пространственной среды по «Физическому развитию» детский сад должен руководствоваться принципами полифунцианальности, трансформируемости, вариативности, доступности, безопасности, насыщенности среды.
Цель развивающей предметно-пространстранственной среды.
• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни :
• Активизация двигательной деятельности.
В детском саду дожлна быть создана здоровьесберегающая инфаструктура :
• физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием включая нестандартное, необходимым для реализации программы, на участке детского сада оборудована спортивная площадка с различным оборудованием, инвентарем и дорожкой здоровья ,
• в каждой группе оборудован «Спортивный центр», позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
• Все оборудование должно быть доступно детям и безопасно. Соответствует нормам СанПин.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию должна строиться на основе ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой.
Необходимо усилить медицинское наблюдение за детьми в дошкольных оразованиях. Еженедельно дети осматриваются мед . сестрами детского сада, которая разрабатывает оздоровительные мероприятия (фитотерапия, витаминизация) .
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления . Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания с младшего возраста. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Укрепление здоровья детей осуществляется совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль ,все таки, принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. В группе должны быть созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также их расслабления и отдыха
Очень важно создать уголок в группе для уединения (психологической разгрузки) . Здесь малыш может позвонить маме, посмотреть фотографии, просто посидеть. Такие уединения очень эффективны в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет организация совместных дел : негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от организация совместных дел : простудных заболеваний. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.
В режим дня должен быть включен ряд мероприятий, направленных на обеспечение условий для укрепления здоровья
Утренняя гимнастика как в физкультурном зале так и на улице
Гимнастика пробуждения после дневного сна
Босохождение
Самомассаж стоп
Дыхательныеупражнения
Гимнастика для глаз.
Умывание прохладной водой;
Прогулка на свежем воздухе;
Подвижные игры;
Дни здоровья , физкультурные досуги.
Утренняя гимнастика.
Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка .
Игровой самомассаж стоп является основой закаливания и оздоровления детского организма . Использую такие массажи, как, «Отогрелись» , «По дорожкам» . Гимнастика в постели. После дневного сна проводим закаливающую зарядку в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Солевые дорожки, коврики с шипами. Эффективным средством зака-ливания является хождение по дорожкам профилактика плоскостопия. Такие упражнения нравятся всем детям. Водные процедуры. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя. Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Один раз в месяц проводим спортивные досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
Большое внимание необходимо уделять взаимодействию с родителями, Должно быть традицией проведение физкультурных развлечений и дни открытых дверей для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями : – папки-передвижки : “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”, «Как организовать здоровый сон ребенка « – педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания –физкультурное развлечение (совместно родители и дети)
Только взаимная работа дошкольного учрекждения- родитель- ребенок принесёт плоды. Здоровые дети – здоровые взрослые- здоровая нация!
Статью подготовила врач терапевт отделения мед профилактики О.А, Субботина