«Не навреди»… Так звучит старейший принцип медицинской этики.
Это изречение стало основой для учреждения и проведения Всемирного дня безопасности пациентов.
О Всемирном дне безопасности пациентов
Всемирный день безопасности пациентов входит в число отмечаемых ВОЗ глобальных памятных дат, посвященных вопросам общественного здравоохранения. Он был учрежден в 2019 году на основании принятой семьдесят второй сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения резолюции WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов». Его задачи заключаются в том, чтобы повысить осведомленность и активизировать участие общественности, углубить понимание проблемы во всем мире и укрепить глобальную солидарность и усилия государств – членов по обеспечению безопасности пациентов и снижению наносимого им вреда.
Каждый год для этого дня выбирается новая тема, призванная привлечь внимание к какому-либо из приоритетных аспектов безопасности пациентов и способствовать достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения.
Тема Всемирного дня безопасности в 2024 году
Тема Всемирного дня безопасности пациентов в 2024 году была сформулирована как «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», а его лозунг – как «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!».
Всемирный день безопасности пациентов служит поводом повысить осведомленность населения и укрепить сотрудничество между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения в интересах повышения безопасности получателей медицинской помощи.
Диагноз определяет суть заболевания пациента и является условием для получения необходимой помощи и лечения. Диагностические ошибки имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя объяснить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно либо врачу не удается распознать заболевание или грамотно разъяснить его пациенту.
Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к диагностическими ошибкам. К системным факторам относятся недостатки организации, повышающие вероятность диагностических ошибок, в том числе неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и пациентами, чрезмерная рабочая нагрузка и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности подготовки и опыта клиницистов, а также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу.
ВОЗ намерена продолжать сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, уделяя первоочередное внимание обеспечению безопасности при диагностике и вырабатывая многоаспектный подход, позволяющий укреплять системы диагностики, проектировать безопасные диагностические алгоритмы, содействовать медицинским работникам в принятии правильных решений, а также активно взаимодействовать с пациентами на всех этапах диагностического процесса.
Основные тезисы кампании
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Для устранения диагностических ошибок существует целый ряд решений.
Директивные органы и руководители учреждений здравоохранения должны создавать благоприятную рабочую обстановку и предоставлять качественные средства диагностики; медико-санитарных работников нужно стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и устранению неосознанной предвзятости в суждениях; а пациентам следует оказывать поддержку, чтобы они активно участвовали в диагностическом процессе.
Постановка диагноза – это коллективное усилие.
Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения.
Цели Всемирного дня безопасности пациентов 2024
-
Повысить глобальную осведомленность об ошибках в диагностике, влекущих за собой причинение вреда пациентам, и подчеркнуть ключевую роль правильной, своевременной и безопасной диагностики в обеспечении безопасности пациентов.
-
Привлечь особое внимание к безопасности диагностики в рамках политики обеспечения безопасности пациентов и клинической практики на всех уровнях здравоохранения в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021-2030 гг.
-
Укрепить сотрудничество между директивными органами, руководящими структурами здравоохранения, медицинскими работниками, организациями пациентов и другими заинтересованными сторонами в развитии безошибочной, своевременной и безопасной диагностики.
-
Предоставить пациентам и их семьям возможность активно взаимодействовать с медицинскими работниками и руководящими структурами здравоохранения для улучшения диагностических процессов.
Мероприятия, приуроченные к Всемирному дню безопасности 2024
-
В рамках Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации в 2024 году запланированы следующие мероприятия:
-
Всероссийский конкурс «Лидер качества в здравоохранении»
-
Конкурс проводится для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности
-
Интерактивный опрос пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности
-
Цель интерактивного опроса – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи.
-
Всероссийская научно-практическая конференция, приуроченная ко Всемирному дню безопасности пациентов
Источники:
Информацию подготовила: заведующий ООМП ОГБУЗ «ЦОЗиМП» Ольга Васильевна Кирьянова